МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...

  • Учитель химии МОУ СОШ № 16
  • НАРАЩИВАНИЕ НОГТЕЙ
  • Тесто дрожжевое Готовить желательно в добром расположении духа - тесто любит тепло Ваших рук и "чувствует" Ваше настроение....
  • Программист. Москва, Россия
  • Понятие брака по семейному праву, условия заключения брака. Подкопаева.
  • Тема 4. Два лица Маркетинга. Основы стратегического и операционного маркетинга в организации
  • ФОРМАТИРОВАНИЕ. НАЗНАЧЕНИЕ И УДАЛЕНИЕ ФОРМАТОВ
  • Кадровая политика. Управление кадрами.
  • Группа ГУП-3 , 5 курс
  • Дорогая молодёжь и все, кто молод душой!!! Сердечно и искренне приглашаем Вас на это торжественное служение!!! Распространите это...
  • Лекция 14. СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ. СЕРДЕЧНЫЙ ЦИКЛ.
  • Стагфляция наиболее точно характеризуется
  • Progress test Unit 1
  • Информационные системы менеджмента
  • ФОРМУЛЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИМЕРНОГО РОСТА ЧЕЛОВЕКА И ПОДОШВЫ ОБУВИ
  • Оформление документов по выдаваемому кредиту и его выдача
  • ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ, ЗАКАЗЧИКА И ОБУЧАЮЩЕГО
  • РАБОТАЮ ТОЛЬКО ГЕЛЕМ! _______ На дом не выезжаю! Если Вы опоздаете больше, чем на 10 мин я не смогу Вас принять. Если вы по какой-то причине...
  • Развитие внутреннего плана действий студентов при изучении фразеологии русского языка в вузе Литература
  • Лекция №3 Структура многоканальной системы передачи с ЧРК.
  • Охорона життя та зміцнення здоров'я дітей
  • Аттестация методик (методов) СИ
  • Анализ использования материальных ресурсов
  • 1. Психічний склад етносу. Архетипи.
  • Беспроводные сети
  • Ориентиры советской политики в области искусства
  • IT СПЕЦИАЛИСТ, з/п от 30 000 руб., АН «Визит», тел. 8-927-732-82-22, 928-19-18 e-mail: [email protected]
  • ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОМОВ ГОРОСКОПА *** Структура транзита ПЛАНЕТАРНЫЕ ЦИКЛЫ ВОЗВРАЩЕНИЕ Сатурна (в возрасте около 29 лет) ОППОЗИЦИЯ...
  • Обзор литературных источников.
  • Экзаменационный билет № 32
  • Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Педагогическая психология», ПСИ-З-2
  • Методы физического воспитания
  • B) Explain in English the meaning of the proverbs.
  • Національний медичний університет імені О.О.Богомольця Кафедра внутрішних хвороб стоматологічного факультету База тестів для...
  • 12 Перечень документов, прилагаемых к отчету: Требования к оформлению текста отчета Общие требования Требования к оформлению...
  • ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ...
  • III. Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие при движении транспортных средств под углом друг к другу
  • Охрана ценностей- банковские ячейки
  • Організація студентського самоврядування у ВНЗ.
  • Расписание занятий во втором семестре 2013-2014 учебного года со студентами Института языка и литературы
  • Стратегические бизнес-единицы типы стратегий
  • Специальной аптечной мебелью;
  • ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса социальной рекламы среди студентов федерального государственного бюджетного образовательного...
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ НЕЗАВИСИМОЕ ПАРТНЁРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. Международные экономические отношения, мировой рынок, мировое хозяйство, наиболее развитые страны, страны с переходной экономикой
  • Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами. Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг)
  • Занятие "Роспись дымковской игрушки". Детский сад 50. Конспект занятия
  • Unit 2. Economics as a Science - 8
  • На точ­ность спи­сы­ва­ния
  • МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Башкирский государственный педагогический университет

    им. М .Акмуллы»

    (ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)


    Институт профессионального образования и информационных технологий

    Кафедра информационных и полиграфических систем и технологий









    Реферат

    по дисциплине: Социология

    на тему: Эксперимент в социологии.













    Выполнил: студент 24 гр.

    Шиманов Д.С.

    Проверила: Киреева Н.Н.









    Уфа – 2013

    Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.

    Социальный эксперимент выполняет две основные функции:

    достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и

    проверка научной гипотезы.

    В последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эффекта управления некоторыми процессами. Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.

    В дальнейшем мы будем иметь в виду только научно-познавательную сторону социального эксперимента как средства или метода проверки гипотез.

    Логика экспериментального социологического анализа была предложена Дж. Стюартом Миллем еще в XIX в. По так называемому правилу согласия Милля устанавливают связь между двумя (или больше) рядами событий, которые рассматриваются как гипотетические причины, и, с другой стороны, событием как возможным следствием причинных, факторов.

    Если в одном ряду фиксируются события А, В, С, D и как следствие - Р, а в другом ряду М, С, К, L и как следствие - снова Р, то причиной события Р является, видимо, С. Все остальные встречаются в одном ряду, но не встречаются в другом. Правило различия Милля используется для проверки гипотезы в обратном порядке: “не-С” должно повлечь за собой событие “не-Р”, что логически очевидно. Рассмотрим это на примере.

    Гипотеза “Сокращение числа кинопосещений на каждую 1000 жителей Москвы за последние годы (Р)” может объясняться: h1 - распространением телевидения (С1); h2, - снижением художественных достоинств фильмов (С2); h3 - ростом запросов кинозрителей (С3); h4 - расширением строительства жилищ по периферии города, где недостаточно кинотеатров (C4)... Каковы операции по проверке гипотезы h1?

    (а) Возможно, что Р имеет место (число кинопосещений падает), но С, отсутствует (не растет число владельцев телевизоров). Тогда по методу согласия Милля гипотеза отвергается.

    (б) С1 имеет место (растет число владельцев телевизоров), а Р иногда имеет место (в некоторые годы сокращается число кинопосещений), иногда не имеет (в другие годы не уменьшается число кинопосещений). Тогда по методу различия следует, что С, не может быть причиной Р. Гипотеза отвергается.

    (в) Р имеет разные вариации (растет или сокращается число кинопосещений), но они не согласуются с вариациями С1 (число владельцев телевизоров тоже колеблется, но не ассоциируется с колебаниями Р). Гипотеза отвергается.

    (г) Р имеет место, и С1 имеет место (сокращается число кинопосещений, и растет число телевладельцев). Гипотеза принимается, но возникают следующие сомнения: возможно, здесь - сопутствующие изменения, т.е. какая-то третья переменная ведет к росту численности телевладельцев и вместе с тем - к падению числа кинопосещений. Например, расширение рынка видеоаппаратуры и видеофильмов для домашнего просмотра (h5).

    Таким образом, гипотеза h1 не является альтернативой гипотезы h4, так как последняя объясняет события более полно.

    Проверяем гипотезу h4. Согласно ей, ожидаем, что процент владельцев телевизоров в новых районах города выше, чем в центральных, и одновременно численность кинотеатров в новых районах в пропорции к числу жителей меньше, чем в центральных. Если по той же логике, что и в случае с гипотезой h1, гипотеза h4 подтверждается, остаются непроверенными другие объяснения, изложенные в гипотезах h1, h2,...h5. Такова общая логика экспериментального анализа. Она реализуется в натурном и мысленном экспериментах.

    Натурный (или полевой) эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленный эксперимент - это манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий. Пример мысленного экспериментирования как раз и был рассмотрен выше. При одинаковой логике поиска причинно-следственных связей процедуры натурного и мысленного экспериментов различны.

    Натурный эксперимент может быть контролируемым и неконтролируемым. Мы ожидаем, например, что изменение в системе оплаты труда (С) повысит его производительность (Р). В натурном эксперименте вводится новая система организации труда и оплаты, скажем бригадный подряд (С) в двух бригадах. Во всех прочих отношениях бригады различаются (по составу рабочих, по характеру труда и т. п.). Если после введения новой системы организации и оплаты труда в обеих бригадах повышается производительность, мы относим это изменение за счет влияния общего для обеих бригад изучаемого фактора (С), так как другие факторы не согласуются с повышением производительности: в одной бригаде они имели место, в другой - нет (правило согласия).

    Проверка такого заключения возможна на третьей (контрольной) бригаде. В ней новая система организации и оплаты не вводится. По правилу различия мы ожидаем, что производительность труда останется здесь на прежнем уровне, т. е. не-С влечет как следствие не-Р.

    В данном рассуждении мы пренебрегаем прочими условиями, которые различны для обеих бригад. Между тем они могут оказать существенное влияние на итог эксперимента. Например, в первой бригаде случился простой из-за неполадок в электроснабжении, но зато был опытный бригадир, прекрасно организующий работу в течение всего периода эксперимента. Во второй бригаде простоев не было, но бригадир - неопытный организатор. Здесь положительное влияние опытного бригадира в одном случае и отсутствие простоев во втором уравновесились отрицательным влиянием простоя в первой бригаде и неопытности руководителя во второй. Но могло оказаться и по-другому: в экспериментальной бригаде прочие факторы мешали повышению производительности, а в контрольной - содействовали. Получается, что изменение системы организации труда и оплаты не дает эффекта. Однако мы не можем сделать такое заключение, так как в данном эксперименте было много неконтролируемых факторов.

    В неконтролируемых экспериментах познавательный результат достигается путем достаточно большого числа повторных опытов так, чтобы по теории вероятности неконтролируемые факторы при взаимном наложении погашались и не оказывали бы влияния на воздействие экспериментального фактора.

    Контролируемый эксперимент представляет попытку получить относительно чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат влияния экспериментального фактора.

    Выравнивание условий относится ко всем объектам, участвующим в опытах: экспериментальным и контрольным. Возможны (как мы далее увидим) эксперименты без контрольного объекта, повторяющиеся несколько раз. Тогда выравниванию подлежат условия экспериментальных объектов в каждой серии опытов.

    Прежде чем приступить к выравниванию условий, надо выделить характеристики, предположительно влияющие на ожидаемое следствие. Это требует тщательного предварительного анализа проблемы при разработке программы исследования. Если выявлено, что возможные “возмутители” чистого эффекта суть А, В, С, D, Е..., то все они потенциально представляют собой экспериментальные переменные. Но в каждом отдельном опыте проверяется воздействие одного из выделенных факторов, и тогда все остальные подлежат выравниваванию.

    В натурных контролируемых экспериментах в первую очередь выравнивают (сопоставляют) основные параметры общей социальной ситуации, такие, как тип поселения, область производства, этническая и культурная среда, временной интервал и другие характерные особенности, равноприложимые ко всем объектам изучаемого процесса. (Это особенно важно при организации широкомасштабных социальных экспериментов.)

    Натурные эксперименты относятся к классу проектируемых: исследователь проектирует предполагаемые следствия, вводит в игру их гипотетические причины. В мысленном же анализе возможен и обратный ход умозаключений:

    от наличных следствий к возможным причинам. Такой экспериментальный ход называют ретроспективным анализом или экспериментом "ех-роst-fасtо". Очевидно, что этот способ в натурном эксперименте невозможен, коль скоро время необратимо. Вместе с тем и проектирующий эксперимент не всегда возможен по реальным условиям, и тогда мы мысленно произведем анализ событий по логике такого эксперимента, непосредственно не вмешиваясь в течение жизни.

    Например, нас интересует, насколько чтение газет и просмотр телепередач влияют на общую информированность людей в отличие от пользования только газетами или только телевизором. В натурном эксперименте типа "до-после" с контрольной группой следует поступать так. Подобрав две группы и выровняв их по существенным условиям, в экспериментальной группе обеспечим всех участников радио- и газетной информацией, замерим их информированность. В контрольной группе сделаем то же самое. Затем лишим экспериментальную группу газет и через некоторое время замерим ее информированность. В контрольной группе условия сохранились прежними. Если обнаружим различие в пользу большей осведомленности контрольной группы, заключаем: газеты суть важное дополнение к телеинформации. Если разницы не найдем, заключим, что газеты не добавляют существенного к информации, получаемой по телевидению. После этого проведем эксперимент на изъятие телевизоров и повторим опыт на других выровненных группах, пока не добьемся устойчивого результата. Очевидно, что такое экспериментирование в реальной практике предпринимать невозможно по нравственным и правовым соображениям (здесь будут нарушены права человека на доступ к источникам информации и право собственности).

    Поэтому проведем второй эксперимент: из общей массы населения некоего города отберем лиц, выписывающих газеты и имеющих телевизор, а затем - аналогичную группу жителей, которые газет не выписывают. Выровняв группы (методом случайно-механического отбора), станем обращаться с ними как с двумя реальными объектами и получим вывод по той же логике, что для первого эксперимента.