Путешественники и первооткрыватели

  • Тема 7. Модели оптимального отраслевого и регионального регулирования
  • Договор коммерческой концессии (франчайзинг)
  • Описание лабораторной установки. Система коаксиальных трубок имеет следующие размеры: диаметр внутренней трубки 13мм, внутренний диаметр кварцевой трубки 21 мм
  • ПРОГРАММА форума работающей молодежи ЦФО 22-25 мая 2014 года Тематика мастер-классов: Секции:
  • Виды повр.кожи(ссадина,рана,кровоподтек)
  • Обґрунтування переваг модульно-рейтингової технології навчання
  • Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего...
  • Литература по курсу «Социология»
  • Об утверждении тем дипломных работ
  • Тема. Організація навчального процесу у вищому педагогічному навчальному закладі.
  • Внешнее строение, покровы тела и размножение позвоночных животных
  • 91. Уголовно-правовая характеристика, объективные и субъективные признаки преступного сообщества (преступной организации) или...
  • Теория массового обслуживания
  • Тема13. Ценообразование и ценовая политика фирмы
  • Система социального страхования трудящихся в РФ
  • ЗНАЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО
  • Советов по юзабилити сайта, основанных на результатах исследований
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных...
  • СТ РК ГОСТ Р 51709-2004 Автотранспортные средства Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения Методы...
  • Правописание сложных слов
  • Детское меню (примерные рецепты для детей с 10 месяцев жизни).
  • Толстой Лев Николаевич Чем люди живы
  • Построение исходной матрицы
  • ФЕСТИВАЛЬ – КОНКУРС СПОРТИВНОГО ТАНЦА Одесская ОСЕНЬ - 2014 Танцевальный центр «Марич» Сайт: vk.com/id192354829 www.marich.od.ua E-mail: [email protected]
  • План. 1. Скасування кріпосного права та буржуазні реформи 60-70-х років.
  • Специфические закономерности обучения
  • H) кәмелетке толмаған адамды сатып алу-сату
  • П О Л О Ж Е Н И Е О I Международном фестивале народных художественных промыслов Свердловской области «Тайны самоцветного кольца»...
  • Источник сайт ФМС России: http://www.fms.gov.ru/government_services/passport/
  • Прогнозування кон’юнктури ринків сільськогосподарської продукції та маркетингова цінова політика підприємства
  • Матеріали для відбитків і моделей 1 страница
  • Перелік питань на екзамен
  • Рассказывающая о том, как Ян Сюн Злой Гуань‑Со учинил расправу на горе Цуйбиншань, а Ши Сю Отчаянный сжег постоялый двор семейства Чжу
  • История создания первичных организаций
  • Приложение к приказу МБОУ Лицей №7 от 29.08.2014 № 468
  • Тема 1. Основы общественного производства
  • Содержание
  • Шекспір і Кальдерон писали свої драми в одну й ту саму епоху — епоху європейського бароко. Головні герої п’єс Шекспіра «Гамлет»...
  • Кафедра «Юридические дисциплины»
  • Невоздушные способы организации перемещения туристов
  • Задача 1 (9 баллов) Эта задача состоит из трех независимых частей. Часть A (3 балла) Часть B (3 балла) Часть C (3 балла)
  • Общее макроэкономическое равновесие. Эффект храповика
  • Муфты с металлическими упругими элементами.
  • Орієнтовна тематика ІНДЗ з дисципліни
  • Переведите следующие предложения на русский язык. 1. Natural gas either occurs together with crude oil or forms separate deposits of gas alone
  • Основні види та завдання статистичних групувань
  • для проверки знаний по дисциплине
  • Методические указания к решению задачи. Результаты расчетов показателей по каждому способу начисления амортизации рекомендуется свести в таблицу 4.8
  • 1. Метрология — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой...
  • Раздел 1.Общие положения. Раздел 2.Цель и направления деятельности Кружка Раздел 3.Принципы деятельности Кружка Раздел 4.Членство...
  • В XIX в. русскими путешественниками было сделано немало выдающихся географических открытий. В 1803 г. началась и в 1806 г. завершилась первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. На кораблях «Надежда» и «Нева» мореплаватели прошли Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Особенно важные исследования были проведены на Дальнем Востоке, где были нанесены на карту очертания берегов Сахалина, других островов. На основе материалов экспедиции составили «Атлас Южных морей».

    В 1819-1821 гг. состоялась вторая русская кругосветная экспедиция. Ее возглавили Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. В январе 1820 г. шлюпы (одномачтовые корабли) экспедиции совершили крупнейшее открытие - подошли к неведомому тогда ледяному континенту - Антарктиде. Шлюпы в тяжелейших условиях обошли вокруг весь материк, нанеся на карту часть его побережья. Кроме того, моряки Беллинсгаузена и Лазарева открыли ряд островов в южной части Тихого океана.

    Выдающимся исследователем Дальнего Востока стал Г. И. Невельский. Он возглавил Амурскую экспедицию, изучившую устье реки Амур и многие километры дальневосточного побережья. Невельской доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров, как полагали ученые. Результатом экспедиции Невельского стало более активное освоение русскими людьми берегов Амура, а затем и Уссурийского края.

    Во второй половине XIX в. все больше внимания уделялось изучению Северного Ледовитого океана. Значительных успехов достигли русские географы в глубинных районах Азии. Большое значение имела экспедиция П. П. Семенова - Тян-Шанского на Тянь-Шань в 1856-1857 гг. Прославленным путешественником стал Н. М Пржевальский. Он исследовал Уссурийский край, труднодоступные районы Монголии и Китая, Средней Азии, побывал в пустыне Гоби, на Тянь-Шане, в Тибете. Среди его достижений открытие неизвестных науке озер, хребтов, животных (дикая лошадь Пржевальского, дикий верблюд, тибетский медведь), растений. Не менее известным путешественником был Н. Н. Миклухо-Маклай. Два с половиной года прожил он среди жителей острова Новая Гвинея. Его описание обычаев, быта, культуры племен Новой Гвинеи до сих пор сохраняют большое научное значение. Русский путешественник стремился защитить местные народы от натиска европейцев.

    Печать.

    Самой популярной в Петербурге в первой половине XIX в. была книжная торговля А. Ф. Смирдина, так как он не только реорганизовал издательство и книготорговлю, увеличив тиражи, удешевил стоимость книг, но и занимался просветительской деятельностью. Смирдин был первым, кто ввел плату за литературный труд.

    В начале века значительно возросло количество периодических изданий - в 1809 г. их выходило 77. Больше выпускалось журналов, нежели газет: из 77 изданий только 9 были газеты, а остальные - журналы. Вторая четверть XIX в. отмечена бурным развитием периодической печати. Появляется ряд местных журналов, литературные журналы и газеты: «Литературная газета», «Московский телеграф», «Дамский журнал», «Московский наблюдатель» и др.

    Развитие образования и науки в пореформенные годы создало условия для дальнейшего увеличения выпуска книг, журналов и газет. За последние 30 лет XIX в. возникло более тысячи новых типографий, в том числе и крупных. Издательства И.Д. Сытина, А. С. Суворина, Ф. Ф. Павленкова и др. работали быстро и качественно. Было издано много книг для народа. Главным принципом книгоиздателей был выпуск хороших и дешевых книг. Увидели свет книги из серий «Жизнь замечательных людей», «Пушкинская библиотека», «Популярно-научная библиотека», «Новая библиотека» и др. Популярностью пользовались журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русский архив», «Русская старина», «Вокруг света», «Вестник Европы», «Русский вестник». К концу века в России издавалось 105 ежедневных газет.

    Развитие образования.

    В правление Александра I в России была создана единая система, включавшая начальное, среднее и высшее образования. В дальнейшем происходило ее постепенное становление и совершенствование. Но только реформа 1861 г. дала толчок для качественного рывка в развитии образования. Быстро увеличивается сеть начальных школ. Они делились на церковно-приходские школы, народные училища Министерства народного просвещения и земские школы. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Основными типами средних школ были гимназии и реальные училища.

    Получило дальнейшее распространение высшее образование.

    К существующим 7 университетам прибавилось еще 2 - в Одессе и Томске. Увеличилось и число студентов. Университеты объединяли крупные научные силы. Наиболее быстрыми темпами распространялось высшее техническое образование. Было открыто Высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харькове и Томске, электротехнический институт в Петербурге. Значительным достижением было открытие высших женских институтов - Бестужевских курсов и женского Медицинского института в Петербурге, Высших женских курсов в Москве.

    Выросло число публичных библиотек, образовывались комитеты грамотности. Во второй половине XIX в. ученые России добились крупных успехов почти во всех областях знания.

    Литература.

    XIX век - самый блестящий период в истории русской литературы. В это время были созданы творения, получившие всемирное признание.

    Литературная жизнь в начале века характеризовалась борьбой между старым и новым. Уходящим литературным направлением был классицизм. Затем появляются новые направления - сентиментализм, романтизм. В 20 - 30-е гг. XIX в. господствующие позиции занимает критический реализм, прославивший русскую литературу.

    В первой половине XIX в. творили великие русские поэты и писатели А. С. Пушкин, М. Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь. Популярнейшими литераторами середины - второй половины XIX в. были И. С. Тургенев, Н.А. Некрасов и др. Л. Н. Толстой, Ф. М.Достоевский, А. П. Чехов оставили неизгладимый след не только в отечественной, но и в мировой литературе.

    Архитектура.

    В начале XIX в. русские зодчие обогатили неоклассицизм ХVIII в. национальными чертами, создав стиль русского классицизма. Выдающимся русским зодчим был А. Н. Воронихин. Он создал Казанский собор - сооружение монументальное и величественное, органически вошедшее в ансамбль Невского проспекта Петербурга. А.Д. Захаров известен как автор уникального здания Главного адмиралтейства, для композиции которого характерна четкая, законченная ритмическая система. Ряд градостроительных архитектурных работ огромного масштаба выполнил также ведущий мастер этого времени К. И. Росси. Ему принадлежит создание многих дворцов Петербурга и других городов. Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры - особенность стиля позднего русского классицизма.

    С 30-хгг. XIX в. все более распространенным становится так называемая эклектика - смешение разных архитектурных стилей. Своеобразный «русско-византийский стиль» был присущ К. А. Тоту - автору храма Христа Спасителя в Москве, Николаевского (Ленинградского) вокзала и многих других сооружении.

    Во второй половине XIX в. строительство приобрело огромный размах. Сооружались фабричные здания, магазины, банки, вокзалы, жилые дома, театры, музеи; внедрялись новые материалы (цемент, железные конструкции). Продолжалось господство эклектики. В 70-80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национального стиля обратились к народному прикладному искусству и памятникам русского зодчества ХVII в. Наиболее значимыми постройками этого стиля стали здания Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Верхних торговых рядов (ГУМ) (А. Н. Померанцев, инженер В. Г. Шухов), храм Спаса на крови в Петербурге на месте убийства Александра II (А. А. Парланд) и др.

    Живопись.

    В живописи в первой половине XIX в. господствовал академический классицизм, центром которого была императорская Академия художеств. Среди представителей академического искусства выделялись своим талантом К.П. Брюллов и Ф. А. Бруни. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на современников. Важнейшим событием в живописи стало творчество А.А. Иванова, автора эпической картины «Явление Христа народу».

    Мастер портрета О.А.Кипренский представлял романтическое направление в живописи. Обращение А. Г. Венецианова к изображению крестьян ввело в живопись новое содержание.

    Полотна П.А. Федотова написаны в реалистическом стиле. В картинах «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» сатирически изображался быт купцов и чиновников.

    Началом нового этапа развития русской живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861гг., и прежде всего картины В. Г. Перова «Приезд станового на следствие» и «Сельский крестный ход на Пасхе».

    В 1863 г. лучшие выпускники Академии художеств отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали художественную артель. Идейным руководителем артели был И. Н.Крамской. Он возглавил Товарищество передвижников.

    Высочайших вершин достиг в своем творчестве выдающийся художник И. Е. Репин. Особый успех имела его картина «Бурлаки на Волге». В исторической живописи ведущее место занимали картины В. И. Сурикова. Важнейшие исторические события были изображены в таких работах художника, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и др.

    В работах художников В. Г. Перова (например, «Тройка»), Н. А. Ярошенко (« Кочегар»), Г.Г. Мясоедова («Земство обедает») и других нашли отражение социальные мотивы. Получил дальнейшее развитие и жанр психологического портрета. Глубоким психологизмом отмечены портреты Крамского. Прекрасны портреты, созданные Репиным и Перовым. Ко второй половине XIX в. относится расцвет пейзажной живописи. Картины И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи, А. К Саврасова, В.Д. Поленова, И. К.Айвазовского принадлежат к числу шедевров мировой живописи.

    Театр.

    В первой половине XIX в. классицизм и сентиментализм на сцене русского театра также сменились романтизмом. Сценическое истолкование романтической драматургии связано с именами трагиков В.А. Каратыгина и П. С. Мочалова.

    Выдающимся актером России был М.С. Щепкин, выходец из крепостных. Не надеясь на случайное вдохновение, Щепкин стремился найти объективные законы искусства актера, разработав метод сценического творчества, основанный на глубоком обобщении жизненных наблюдений. Свои лучшие роли артист сыграл в пьесах по произведениям русской сатирико-обличительной драматургии, стремясь к раскрытию характеров, отражающих сущность той или иной социальной группы.

    С середины XIX в. ведущее место в репертуаре театров заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь А. Н. Островского. Главными драматическими театрами были Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. Появилось большое число театров и в провинции. Но любимым театром оставался Малый театр в Москве. На его сцене выступали выдающиеся актеры: П.М.Садовский, М.Н. Ермолова, А. П.Ленский, Г. Н. Федотова, С. В. Шумский и др.

    Музыка.

    В начале XIX в. творили талантливые композиторы А.А.Алябьев, А.Н.Верстовский, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев и др. В их произведениях были сильны романтические мотивы. Во второй четверти XIX в. начался период бурного расцвета русской музыки. Подлинно национальную музыку создал М И. Глинка, который написал оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», симфоническую пьесу «Камаринская». Младшим современником Глинки и продолжателем его традиций был А. С.Даргомыжский. Над оперой «Русалка» композитор работал около 10 лет. В своем творчестве он утверждал принципы критического реализма.

    Традиции Глинки и Даргомыжского во второй половине XIX в. продолжили композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, Д.А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Члены «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народные песни. Они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Сюжеты брали в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мycopгского. Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве».

    В 60 - 70-е п. XIX в. музыка не только достигла своего расцвета, но и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами «Могучей кучки» этому способствовал близко примыкавший к ним великий русский композитор П.И. Чайковский, чья слава получила мировое признание (наиболее известны опера «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонические и другие произведения).