Современное понимание умственной отсталости

  • Статья 5. ФЗ-311 Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Занятия 13-15. Тема: Наследственное право 2012-2013 уч. год, 6 часов
  • Программа внеурочной деятельности и ее анализ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Содержание...
  • Програма перебування в Черкасах групи зі Львова У складі 12 осіб з 14.06.2014р. до 19.06.2014р. Розміщення в готелі «Дніпро», харчування в...
  • Министерство образования Республики Беларусь УО Минский государственный профессионально-технический колледж швейного производства...
  • Логистические системы MRP-I и MRP-II в закупочной логистике
  • Глава 5. Встречи на учениях Конструктор танков Котин
  • 11 и 12 мая в Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии пройдут мероприятия посвященные памяти Св. Василия Острожского...
  • Медицинская документация ДОУ
  • Ключевые понятия: Список литературы
  • Дополнительные сведения об условиях проведения Фестиваля
  • Административная ответственность за нарушение лесного законодательства
  • Гадание на трех яйцах и иголках
  • Грибы из Красной книги России
  • По областям и г. Минску в январе-сентябре 2015 г
  • КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ БОЛЬШОГО КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ. АРТЕРИИ БОЛЬШОГО КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ. Ветви грудной части аорты. Ветви брюшной...
  • Исходные данные: Подготовка к работе: Рисунок 1 - План помещений Таблица 1 - Варианты задания и геометрические размеры помещений
  • Факторный анализ ФО
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ...
  • УРОК Тема. Основи, їх склад і назви. Класифікація основ ХІД УРОКУ Назва металу (валентність, якщо вона змінна) + слово «гідроксид».
  • ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. а) Функция потребления
  • АБОНЕМЕНТ - АБОНЕНТ Абонемент. Документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-либо, а также само право на это:...
  • Банковский аудит Лекция 1. Сущность и необходимость банковского аудита Лекция 2. Правовые основы проведения банковского аудита...
  • В зависимости от физической и духовной подготовки паломника ему и дозволяется риту-альное слияние с четырьмя телами Будды...
  • Статистика оплаты труда и затрат на производство продукции.
  • Державне регулювання грошової сфери
  • Память
  • Регулировочные характеристики СГ
  • VII. Общий тон
  • Туристическая компания «Namaste». Украина, г. Кривой Рог, проспект Металлургов 21, оф. 49 Т.: 097 57 00 111; 063 686 67 77 Цены указаны в ЕВРО....
  • Образование как процесс
  • МЕТА ТА ЗАВДАННЯ НАВЧАЛЬНОЇ ДИСЦИПЛІНИ. Робоча програма навчальної ДИСЦИПЛІНИ
  • Анімаційні програми для молодіжного дозвілля
  • Для чего люди одурманиваются?
  • Статья 21. Классификация расходов бюджетов
  • Закономерности теплового излучения твёрдых тел и квантовая теория. Гипотеза Планка. Фотоны и их свойства.
  • Тема: Соціологічна думка України.
  • Формирование у учащихся эстетических представлений, поня­тий и вкусов
  • XVII. КАДРЫ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
  • В Чернигове живет один из сотрудников социальной сети «ВКонтакте», которого на работу взял лично Павел Дуров
  • By the early 1970s, American oil consumption–in the form of gasoline and other products–was rising even as domestic oil production was declining, leading to an increasing dependence on oil imported from abroad. Despite this, Americans...
  • http://belbeton.ru
  • Государственная метрологическая служба находится в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и...
  • Требования к документам, изготавливаемым с помощью печатных устройств
  • Спросите налогового инспектора
  • Программа семинара по тайцзицюань (стиль Ян). Семинар проводит: член Президиума ККРОО «Сибирская федерация ушу», участник Чемпионата...
  • Функциональная и организационная структура, органов внутренних дел
  • Нагрузки на V-образные крепления
  • Физиократы(власть природы)
  • Преобразования муниципального образования
  • Современное понимание умственной отсталости

    Современное понимание умственной отсталости

    Современное понимание умственной отсталости


    Всоответствиис Международнойклассификациейпсихическихиповеденческихрасстройств(МКБ10)даетсянесколькоиное,отличающеесяоттрадиционнопринятоговотечественнойнауке,видоизмененноеопределениеУО.


    « Состояниезадержанногоилинеполногоразвитияпсихики,котороевпервуюочередьхарактеризуетсянарушениемспособностей,проявляющихсявпериодсозреванияиобеспечивающихобщийуровеньинтеллектуальности,т.е.когнитивных,речевых,моторныхисоциальныхспособностей,отсталостьможетразвиватьсяслюбымдругимпсихическимилисоматическимрасстройствомиливозникатьбезнего,однакоуУОможетнаблюдатьсявесьдиапазонпсихическихрасстройств,частотакоторыхсрединих,поменьшеймерев3 4разавыше,чемвобщейпопуляции.»


    С.Я. Рубинштейн характеризует УО в монографии «психология умственно отсталого ребенка»:

    «Умственная отсталость как стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга».

    Особенности мышления умственно отсталого ребенка.


    Какпоказываютисследования В.Г.Петровой, М.С. Певзнер,С.Я. Рубинштейни др.у детейс УОмыслительныеоперации недостаточносформированы иимеют своеобразныечерты. Так,в процессеанализа УОдети выделяютнезначительноеколичествосущественныхпризнаков явленийили предметов,вычленяя лишьнаиболее заметныечасти, детине устанавливаютсвязи междуними, поэтомузатрудняютсясоставитьпредставление опредмете вцелом. Нарушенияанализа исинтеза вомногом обусловливаетсвоеобразияпротекания операциисравнения. УОпроводят сравненияпо несущественнымпризнакам,затрудняютсяустанавливатьразличия всходных предметахи общеев отличающихся.Особенно сложнодля нихустановлениесходства. Операцияобобщенияхарактеризуетсяситуационностью,основывается наслучайных, ане существенныхпризнаках, поэтомуприводит кнепониманиюпереносного смыслапословиц, метафор,загадок.

    Крометого, длядетей сУО характернысниженная активностьмыслительныхпроцессов ислабая регулирующаяроль мышления.Они начинаютвыполнять работу,не дослушавинструкции, непоняв целизадания, безвнутреннего планадействия прислабом самоконтроле.


    Удетей сотклонениями вумственном развитииотмечается низкийуровень протеканиявсех видовмышления: наглядно– действенного,наглядно – образного, словесно– логического.


    Дети многократно повторяют нерезультативные пробы. Имеет место недостаточная связь практических действий со словесными высказываниями.


    При изученииуровня развитиянаглядно – образного мышлениянаблюдаетсянесоотнесенностьречи ивосприятия. Поэтомуребенок сотклонениями вумственном развитиине можетперейти коперированиюобразами вуме, затрудняетсяобъяснить причинно– следственнуюсущность явления.



    Особенностивосприятияумственноотсталогоребенка.


    Результаты мониторингаобнаруживаютузость изамедленностьвосприятия удетей солигофренией.Дети воспринимаютменьшее количествообъектов, чемих нормальныесверстники.Замедленностьвосприятияусугубляетсянеумением умственноотсталых детейвыделить главное.Они непонимают внутреннихсвязей междучастями, поэтомупроцесс восприятия УО ребенкапротекает сменьшейдифференцированностью.


    Приобследованиивосприятия УОребенка установлено,что развитиеу этихдетей идетнеравномерно.Усвоение детьмисенсорных эталоновзачастую оказываютсянестойкими,расплывчатыми.Дети могутвыделить свойствапредмета назанятии, нов быту,в самостоятельнойдеятельности онине ориентируются.


    Дляребенка синтеллектуальнойнедостаточностьюхарактерно большоеотставание всроках развитиявосприятия, егозамедленный темп,позднее ичасто неполноценноесоединениевосприятия сословом, чтов итогезадерживаетформированиепредставлений.


    Такие дети имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Они расплывчато представляют себе окружающие предметы, плохо различают основные их свойства, недостаточно ориентируются в пространстве.



    Особенности памяти умственно отсталого ребенка.


    Однимиз важныхусловий, определяющихразвитие умственноотсталого ребенка,его коммуникативныефункции иследовательно,успешность всоциальной, ав последующеми школьнойадаптации детей, являетсяпамять.


    Память позволяет фиксировать, обобщать прошлый опыт, приобретать новые знания и умения.


    У детейс УОосновные процессыпамяти: запоминание,сохранение ивоспроизведениеинформации имеютспецифическиеособенности, Таккак формируютсяв условияханомальногоразвития.


    Как показали исследования А.Н. Леонтьева, УО дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и главное – не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Воспроизведенный материал искажается, характерны отождествления, неполнота содержания, нарушения последовательности.



    Пословам Л.С.Выготского, такиесвойства памяти,как замедленныйтемп усвоениявсего нового,непрочностьсохранения,неточностьвоспроизведения,являются «ядерными»свойствами памятидетей синтеллектуальнойнедостаточностью.


    Помимо перечисленныхнедостатковпамяти, детямс УОсвойственна плохаяпереработкавоспринимаемогоматериала. Удетей сотклонениями вумственном развитиипроизвольноезапоминание несформировано,ребенок неможет сознательно,по своейволе запоминать,предложенный емупрограммныйматериал. Однако,это незначит, чторебенок ничегоне запоминает.Он непроизвольнозапоминает то,что случайнопроизвело нанего впечатление.


    Особенностивниманияумственноотсталогоребенка.


    Следующим психологическимусловием,определяющимразвитие умственноотсталых детей,является внимание. Оно характеризуетстепеньсосредоточенностии направленностиразличныхпсихическихпроцессов:восприятия,мышления, речи.

    Отмечается, чтовнимание умственноотсталых детейпочти небывает нормальным.

    Оно или быстро ослабевает, или настолько отвлекаемо, что невозможна его концентрация.


    В своих работах Г.Е. Сухарева указывала, что «…Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью, всегда трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается».


    Активность внимания, вызванная тем или иным способом, через некоторое время после включения в работу ослабевает и полностью исчезает. Дальнейшее выполнение работы осуществляется на низком уровне активности. Следствием этого являются стереотипные ответы и пассивная, инертная, формальная деятельность.


    Уровень развитиявнимания крайненизок. Детиобычно неудерживают взглядана объектах,не рассматриваютих, плоховыделяют отдельныепредметы, неумеют следитьза действиямивзрослых.


    Поэтому дляаномальных детейособенно важнойстановится задачаобучениясосредоточениювнимания наречи иразвития слуховоговнимания.