Биография Дом Вольтера в поместье Ферней Надгробие на могиле Вольтера в парижском Пантеоне Философия Критика религии Критика...

  • Пояснительная записка к учебной программе по ИЗО Основные задачи обучения ИЗО: Учащиеся должны уметь:
  • § 5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени
  • Веб-сайт Вареньки: www.varvara.dn.ua
  • Стратегия PR-кампании для ООО «ЭКОТЕХПРОМ» Общая характеристика планируемой деятельности Ключевое PR - посление
  • В 2005 году финансирование мероприятий ГУВД Воронежской области в рамках областной комплексной программы по усилению борьбы с...
  • на государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования для выпускников общеобразовательных организаций текущего учебного года
  • Возникновение и развитие педагогики. Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации
  • Глава 45. Банковский счет
  • Документы, свидетельствующие о передаче денежных средств или вещей, определенных родовыми признаками, и наличии между сторонами заемных отношений 2 страница
  • Понятие антикризисных инноваций
  • Дизентерия (шигеллез)
  • Артемов Даниил (http://vk.com/knightsc2) Посвящено С. Е. Для полного погружения в сюжет автор рекомендует включить во время чтения данного...
  • Родительское собрание. Доклад на тему: «Ребенок и школьная оценка» 2 класс II полугодие По программе «Школа России»
  • Особливості організації процесу дослідження психологічних явищ.
  • Принципы и подходы к формированию программы
  • СНС и макроэкономические показатели
  • - Стоимость указана за печать в СБОРНОМ ТИРАЖЕ. Срок на изготовление 9-14 раб.дней. - Печать отдельным тиражом. Срок на изготовление...
  • Расписание ИГА интернов факультета подготовки кадров высшей квалификации в 2014 году на кафедре стоматологии общей практики
  • Вопрос 24. Теории, объясняющие сущность юридического лица
  • Лекція 3 (2 год.) Тема 2.1. Розвиток державної політики в галузі освіти за період державної незалежності України Державна політика...
  • КОЛИЧЕСТВО ДОБРА В МИРЕ ДОЛЖНО УВЕЛИЧИВАТЬСЯ
  • Сущность, признаки и функции финансов.
  • См. (Выч среднюю лин эт трапеций)
  • Тема 20 Електричний струм в електролітах
  • Структура управления, ее характеристика, типы и правила построения.
  • Итоговая комплексная контрольная работа 3 класс Прилет птиц. Основная часть Постарайся выполнить все задания. Выполняй их по...
  • 7
  • Грунтозаборное устройство.
  • Таблицы. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблицы. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.
  • В О П Р О С Ы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «ТРУДОВОЕ ПРАВО» на 2013/2014 учебный год ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ для подготовки...
  • Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж
  • Чистые инвестиции и экономический рост
  • Об административных процедурах Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года N 107 Ведомости Парламента Республики Казахстан,...
  • Примерный перечень вопросов к экзамену (5 сем.)
  • Условия и исходные данные
  • КОТ и ЛИСА (по мотивам русской народной сказки ) Действующие лица: Кот Васька Лиса Дед Бабка Мышь Волк Медведь Заяц Кабан Первая...
  • Перечень вопросов по «Методике преподавания начального курса математики»
  • 17 Введение Формирование дел Подготовка документов к архивному хранению Экспертиза ценности документов
  • Денежные потоки от операционной деятельности фирмы
  • ВКРАТЦЕ. Запомните мудрые слова Дж
  • Примечания:
  • Модуль 1. Сутність соціального проектування
  • Методы организации деятельности и поведения, их характеристика, требования к ним. Методика формирования привычек поведения
  • Тема1: Основы компьютерного моделирования Тема2: Введение в теорию баз данных № Объекты БД Назначение 1...
  • Организация самостоятельной работы студентов, обучающихся по кредитно-модульной системе
  • ЗАЯВКА КОМАНДЫ ENACTUS НА УЧАСТИЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ КОНКУРСЕ "НОВАЯ ПЛОЩАДЬ и НМЖК"– ENACTUS РОССИЯ 2014
  • LEARNING FOREIGN LANGUAGES
  • Провали державного втручання в економічне життя суспільства та їх виправлення
  • Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений
  • Как раздеваться на массаже?! Что снимать?!
  • Биография Дом Вольтера в поместье Ферней Надгробие на могиле Вольтера в парижском Пантеоне Философия Критика религии Критика...

    Биография Дом Вольтера в поместье Ферней Надгробие на могиле Вольтера в парижском Пантеоне Философия Критика религии Критика...

    Биография


    Сын чиновника Франсуа Мари Аруэ , Вольтер учился в иезуитском колледже ,был отцом предназначен к профессии юриста, однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника; за сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в Бастилию (куда потом был отправлен вторично, на этот раз за чужие стихи); был освобождён с условием выезда за границу; уехал в Англию, где прожил три года (1726—1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.


    Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле. Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.


    Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности , Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное», приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и — на границе с Францией — Ферней (1758), где жил почти до самой смерти.

    Дом Вольтера в поместье Ферней


    Ферней стал местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский. В 1778 Вольтер — восьмидесятитрёхлетний старик — вернулся в Париж, где ему устроена была восторженная встреча. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря.

    Надгробие на могиле Вольтера в парижском Пантеоне


    Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. В начале мая, после обострения болезни, доктор медицины Троншен поставил неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Вольтер ещё крепился, порою даже шутил, но зачастую шутку прерывала гримаса боли.


    Очередной врачебный консилиум, состоявшийся 25 мая, предрёк скорый летальный исход. Каждый день приносил больному всё бо́льшие мучения. Порой не помогал даже опий.


    Племянник Вольтера аббат Миньо, пытаясь примирить дядюшку с католической церковью, пригласил к нему аббата Готье и приходского кюре церкви св. Сульпиция Терсака. Визит состоялся днём 30 мая. По легенде, на предложение священнослужителей «отречься от Сатаны и прийти к Господу» Вольтер ответил: «Зачем перед смертью приобретать новых врагов?». Его последними словами было «Ради бога, дайте мне умереть спокойно».


    В 1791 Конвент постановил перенести останки Вольтера в Пантеон и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени Вольтера». Перенос останков Вольтера в Пантеон превратился в грандиозную революционную демонстрацию. В 1814 году во время Реставрации ходил слух, что останки Вольтера были якобы выкрадены из Пантеона.



    Философия


    Являясь сторонником сенсуализма английского философа Локка , учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах» , Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии , в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь». В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью.


    Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.

    Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.


    Критика религии


    Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма. Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство, изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа .С целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма.


    Борясь словом и делом против господства и гнёта религиозных суеверий и предрассудков , против клерикального изуверства , Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной терпимости как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов; образ императора в трагедии «Гебры»).


    В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «Которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями:

    В этом недостойном образе я не признаю Бога, которого я должен чтить… Я не христианин…



    Критика атеизма. Деизм Вольтера


    Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом атеизма. Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества , сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается.

    «Но в 60-70-х гг. Вольтер проникается скептическими настроениями»:



    «Вольтер отходит от позиции креационизма, говорит, что „природа вечна“»[2]. «Современники Вольтера рассказывали об одном эпизоде. Когда Вольтера спросили, есть ли Бог, он попросил сперва плотно закрыть дверь и затем сказал: „Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания“».


    В «Назидательных проповедях», а также в философских повестях неоднократно встречается и аргумент «полезности», то есть такое представление о Боге, при котором он выступает в качестве социального и нравственного регулирующего принципа. В этом смысле, вера в него оказывается необходимой, поскольку только она, по мысли Вольтера, способна удержать человеческий род от саморазрушения и взаимного истребления.


    Давайте же, братья мои, по крайней мере, посмотрим, насколько полезна такая вера и сколь мы заинтересованы в том, чтобы она была запечатлена во всех сердцах.


    Социально-философские взгляды


    По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.


    Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV.


    Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи «первобытного состояния» в таких пьесах, как «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» (скифов и сидонцев) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического деспотизма и религиозной нетерпимости.



    Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными воззрениями ещё довольно крепко с «старым порядком», Вольтер в особенности своими литературными симпатиями крепко врос в аристократический XVIII век Людовика XIV.


    Незадолго до своей смерти, 7 апреля 1778 года, Вольтер вступил в парижскую масонскую ложу Великого Востока Франции — «Девять сестёр». При этом в ложу его сопровождал Бенджамин Франклин (в то время — американский посол во Франции)


    Драматурги

    Литературное творчествоя


    Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии — послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии — написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» (1718), «Брут» (1730), «Заира» (1732), «Цезарь» (1735), «Альзира» (1736), «Магомет» (1741), «Меропа» (1743), «Семирамида» (1748), «Спасённый Рим» (1752), «Китайская сирота» (1755), «Танкред» (1760).


    Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю рационалистическую холодность врывались всё в большем изобилии нотки чувствительности («Заира»), её прежняя скульптурная чёткость сменялась романтической живописностью («Танкред»). В репертуар античных фигур вторгались всё решительнее экзотические персонажи — средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное.


    Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы — как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра; «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые принцы и мучимые страстью принцессы. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей». К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др.

    Поэзия


    Если как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и экзотику к драме Нового времени под напором растущего движения «третьего сословия», то аналогична его эволюция и как писателя эпического. Вольтер начал в стиле классической эпопеи («Генриада», 1728; первоначально «Лига или великий Генрих»), которая однако, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн — на самом деле бывшая, вместо богов — аллегорические образы — понятия: любви, ревности, фанатизма


    Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в «Орлеанской девственнице» едко и скабрёзно высмеивающей весь средневековый мир феодально-клерикальной Франции , снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием Поупа, от героической поэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах», к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»).

    Философская проза


    Как для всех «просветителей» XVIII века, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу, и т. д. Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично. Все силы «старого порядка» яростно поднялись против этого, как его окрестил один из его врагов, — «Прометея», низвергающего власть земных и небесных богов; в особенности усердствовал Фрерон, которого Вольтер заклеймил своим смехом в ряде памфлетов и вывел в пьесе «Шотландка» под прозрачным именем доносчика Фрелона.

    Отношение к евреям


    В своем «Философском словаре» Вольтер писал: «… вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают… Тем не менее не следует их сжигать». Луи де Бональд писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям, из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому народу…».

    Последователи Вольтера. Вольтерьянство


    Свои произведения Вольтер был вынужден издавать часто анонимно, отрекаясь от них, когда молва объявляла его автором, печатать их за границей, провозить во Францию контрабандой. В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещённых монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до России, которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с Екатериной II и с Сумароковым, и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение, известное под названием вольтерианства.


    Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху Великой революции, и в 1792 году, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Если в XIX веке в общем этот культ пошёл на убыль, то имя и слава Вольтера возрождались всегда в эпохи революций: на рубеже XIX века — в Италии, куда войска генерала Бонапарта принесли принцип декларации прав человека и гражданина, отчасти в Англии, где борец против Священного союза, Байрон, прославил Вольтера в октавах «Чайльд-Гарольда», потом — накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. На рубеже XX века вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах Анатоля Франса.




    Библиотека Вольтера


    После смерти Вольтера (1778 год) русская императрица Екатерина II выразила желание приобрести библиотеку писателя и поручила своему агенту в Париже обсудить это предложение с наследниками Вольтера. Особо оговаривалось, что письма Екатерины к Вольтеру также должны быть включены в предмет сделки. Наследница (племянница Вольтера, вдова Дени) охотно согласилась, сумма сделки составила крупную по тем временам сумму в 50000 экю, или 30000 рублей золотом. Доставка библиотеки в Петербург была осуществлена на специальном корабле осенью 1779 года, она состояла из 6 тысяч 814 книг и 37 томов с рукописями. Своих писем императрица обратно не получила, они были куплены и вскоре опубликованы Бомарше, однако Екатерина заранее договорилась с ним, что перед публикацией ей предоставят возможность убрать отдельные фрагменты писем.


    Первоначально библиотека Вольтера была размещена в Эрмитаже. При Николае I доступ к ней был закрыт; только А. С. Пушкин, по особому распоряжению царя, был туда допущен в ходе его работы над «Историей Петра». В 1861 году по распоряжению Александра II библиотека Вольтера была переведена в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге).


    В книгах много пометок Вольтера, что составляет отдельный объект исследования. Работники Российской национальной библиотеки подготовили к изданию семитомный «Корпус читательских помет Вольтера», из которого опубликованы первые 5 томов.