ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.doc.docx

  • 32. Календарные планы строительства отдельных ЗиС.
  • ПРАКТИЧНЕ ЗАНЯТТЯ №1 Тема: Ключові компетентності суспільства сталого розвитку План Питання до обговорення: Практичне завдання:...
  • Здравствуйте, уважаемые учителя, родители. Сегодня мы с Вами в этом зале
  • III.Стили педагогического общения
  • Экзаменационные вопросы по предмету «Экономика и организация производства»
  • …So I have nothing left… …And all I feel is this cruel wanting… …We’ve been falling for all this time… …And now I’m lost in paradise… … Your Love.
  • Тема 21. Международный коммерческий арбитраж
  • Приемы учебного сотрудничества
  • Прайс-лист на отделочные работы
  • Номинальное сечение жилы,расчетный наружный диаметр и расчетная масса 1 км одножильных кабелей
  • КИТАЙ – МОГИЛЬЩИК РОССИИ
  • Чистый национальный продукт(ЧНП)
  • римеры решения задач к контрольной работе № 2
  • В РАМКАХ МЕЖВУЗОВСКОГО КОНКУРСАСТУДЕНЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ «ТЫ НУЖЕН ЛЮДЯМ!» Открытый студенческий семинар в области...
  • Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА
  • Книги на иностранных языках
  • Із посібника (завдання до теми «Джерелознавство»):
  • Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Экологическое право»
  • Порядок назначения и выплаты государственных социальных стипендий
  • Сол бұғананың орта сызығынан 1-2 см сыртқа
  • Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
  • Преподаватель: Ахметгареева А.А- ассистент, Кафедра Мим Методические указания по выполнению и оформлению контрольной работы по...
  • Порядок исправления выявленных ошибок
  • От чего следует отличать детский аутизм
  • Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
  • Тема 25. Виконавче провадження
  • Контроль і ревізія розрахунків Контроль і ревізія основних засобів і нематеріальних активів Контроль і ревізія використання...
  • Ключевые и традиционные дела
  • Ндіріс факторлары. Экономикадағы таңдау мәселесін талдау.
  • Игровые технологии. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ Сюжетно-ролевые игры
  • БИЛЕТ№1
  • 1 вариант
  • В каком из диалогов Платон дает описание первой модели идеального государства?Государство.
  • Комментаторы в слоупстайле:- Как много блондинок спортсменок!- Хм, может блондинки не успевают испугаться? Может они не знают, что...
  • Уважаемые выпускники! СРОКИ ОБУЧЕНИЯ В: СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ:
  • Какую модель жизненного цикла следует использовать при создании простых ИС?
  • Охарактеризуйте виды аудита
  • Еңбек өнімділігін арттыру, капиталды тарту және табиғи қорларды 4 страница
  • Создание шаблона оплаты штрафов на нарушение ПДД.
  • The traditional family structure in the United States is considered a family support system involving two married individuals providing care and stability for their biological offspring. However, this two-parent, nuclear family...
  • Гидравлические и пневматические домкраты и подъемники должны иметь плотные соединения, исключающие утечку жидкости или воздуха из рабочих цилиндров во время перемещения груза.
  • D) Жау шегінді. Бауыржан оны білген жоқ
  • Політичний курс більшовиків 1919 1920 рр.
  • CURRICULUM VITAE
  • Колір люмінесценції ювелірних каменів
  • Кандидаты на должность директора по маркетингу и продажам
  • Специфика банковского сектора как объекта управления
  • Порядок выполнения задания. В начале рассчитываются параметры заряда (длина забойки, перебура, всего заряда)
  • ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Стили педагогического руководства
  • ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.doc.docx

    ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.doc.docx

    1


    34














    ТЕМА: ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА




    ВЫПОЛНИЛА:

    Учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    МОУ СОШ № 45

    Талапова Светлана Геннадьевна






    Челябинск 2009


    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    1. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

    2. Логическое мышление – необходимое условие успешного обучения

    3. развитие логического мышления с учетом индивидуальных особенностей

    4. результаты исследований развития логического мышления

    5. задания по русскому языку, направленные на развитие логического мышления




































    Введение

    В системе всеобщего среднего образования начальная школа занимает важнейшее место: она является основой – фундаментом, на котором строятся все остальные звенья этой системы. Отсюда вытекают и специфика обучения, и учебно-воспитательные задачи, которые начальная ступень обучения решает, и конкретные задачи изучения каждого учебного предмета.

    Перед начальной школой в основном не стоит прямая цель формирования фундаментальных научных знаний - ставится лишь задача подготовки учащихся к их усвоению в дальнейшем. Именно в начальной школе, должна быть выполнена основная часть работы по формированию умения учиться. Это предполагает не только овладение элементарными коммуникативными умениями и навыками (умение читать, писать, рассказывать и т.д., но и необходимое развитие интеллектуальных важнейших умений анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования и др.), обеспечение общего развития ребенка.

    Школа должна готовить учащихся к самообразованию, сформировать у них постоянную потребность в пополнении и обновлении знаний, их активном использовании в учебной и трудовой деятельности. Школа должна научить мыслить, мыслить самостоятельно, творчески. А в условиях развивающего обучения это значит не только воспитывать потребность в знаниях, вооружать учащихся системой знаний, умений и навыков, но и современными способами познания.

    По мнению преподавателей, для дальнейшего успешного обучения учащимся, приходящим из начальной школы в среднее звено, недостает следующих качеств:

    Тесты на развитие мышления учащихся 3 классов показали, что логические операции мышления у них сформированы недостаточно. Несколько лучше учащиеся выделяют существенные признаки предметов, обобщают, хуже выделяют отношение между понятиями (особенно, такие, как причина – следствие, противоположность). Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющие мышления:

    1. высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификация и др.;

    2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей возникновения нескольких вариантов решения проблемы;

    3. высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

    Если это будет сделано в начальной школе, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы. Если перечисленные составляющие мышления в начальной школе сформированы не будут, то в среднем звене на каждом из уроков по различным предметам придется логического мышления.

    Я рассмотрю более подробно вопрос развития логического мышления на уроках русского языка.

    Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.


    Развитие логического мышления.

    Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

    Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

    Ребенок, начиная обучаться в школе должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Если учащиеся 1-2 классов отмечают, прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение, то к третьему классу школьники уже больше опираются на знания, представленные в процессе обучения.

    Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

    Если ученик 1-2 класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную, то ученик 3-4 класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию. Аналитическая деятельность учащегося 3-4 класса должна основываться на представлениях и понятиях. Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями.

    Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине.

    Это и понятно: при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых различных причин. К окончанию 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выделение и других связей между явлениями и понятиями; противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

    Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии (процесса самопознания своих актов и состояний), которая преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.


    «Память становится мыслящей»

    Д.Б. Эльконин

    В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников боле развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения, лицо, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они часть заучивают дословно. Это объясняется тем, что ребенок еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизвести своими словами. Дети еще не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

    Под влиянием обучения память у детей младшего школьного возраста развивается в двух направлениях:

    Развитие словесно-логической памяти происходит в результате развития логического мышления.

    У учащегося в начальной школе должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

    Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно в результате развития логического мышления появляются данные навыки.

    «Восприятие становится думающим»

    Д.Б. Эльконин

    В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребенка становится:

    А) более анализирующим;

    Б) более дифференцирующим;

    В) принимает характер организованного наблюдения;

    Г) изменяется роль слова в восприятии.

    Развитие восприятия не происходит само собой, а идет параллельно с развитием мышления.

    Здесь велика роль педагога, который специально организует деятельность детей по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

    Как показывают психологические исследования, одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Развивая у ребенка такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем его восприятие более глубоким. При этом количество ошибок восприятия уменьшается.

    Внимание становится произвольным

    Возможности волевого регулирования внимания у учащихся 1-2 классов весьма ограничены. В этом возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник может заставить себя сосредоточиться обычно лишь при наличии «близкой» мотивации (перспективы получить пятерку, заслужить похвалу учителя).

    Воспитание у младших школьников «далекой» мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей.

    Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал вызывает у младших школьников эмоциональное восприятие. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, уроки и занятия с детьми должны быть увлекательными и занимательными.

    Формируется способность к саморегуляции

    На данном этапе такие качества как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия, проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются и закрепляются. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, которые связаны с учебой и затем и на другие сферы деятельности ребенка.

    Происходит осознание личного отношения к миру

    Сначала этот фактор затрагивает учебную сферу как более знакомую детям. Переход в среднее звено стимулирует этот процесс формирования личного отношения к учению, но не все дети оказываются готовыми к нему. В результате может сформироваться «мотивационный вакуум», который характеризуется тем, что прежние представления уже не устраивают детей, а новые еще не осознались, не оформились.

    Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний

    К моменту перехода из начальной школы в среднее звено изменяется отношение к учебе. Сначала у первоклассников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности. Затем формируется интерес к результату своего труда. После возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.

    Это связано с переживанием школьниками чувства, удовлетворения от своих достижений. И, конечно, если ребенок на уроке хоть на шаг продвинулся в решении логической задачи, чувство гордости охватывает его.

    Складывается характер

    Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств; общая недостаточность воли; капризность, упрямство. Ребенок привык, чтобы все его желания и требования выполнялись. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа.

    К окончанию начальной школы у ребенка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность.

    Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Выпускник начальной школы способен в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.

    В целом за время обучения ребенка в начальной школе у него должны сформироваться следующие качеств: произвольность, рефлексия, мышление в понятия, успешное освоение программы; основные компоненты учебной деятельности, качественно новый более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

    Все эти психические процессы развиваются успешно только параллельно с развитием у детей операций логического мышления.


























    ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Мышление по правилам, то есть логическое, лежит в основе не только математических, но и грамматических задач. Решение задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, по которым строятся отношения между любыми предметами. Логическое мышление следует тренировать, и не только на уроках математики, но и на других.

    Уроки русского языка тоже могут и должны содержать логические упражнения и задачи. Практика проведения уроков, содержащих логические задания показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по другим учебным дисциплинам.

    Во время таких уроков приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях. Это существенно облегчает обучение детей. Потому для решения логических задач необходимо использовать каждый урок. Важно подчеркнуть, что решение логических задач можно рассматривать и как развлечение, такое же, как например, решение кроссвордов. Именно поэтому такие задания делают урок интересным. Детям начинают нравится уроки русского языка, а ведь они часть так трудны и скучны многим.

    Но любое решение логических задач – и с целью развлечения, и для проверки умственных способностей, и на регулярных занятиях – полезно детям, поскольку способствует лучшему пониманию ими своих возможностей и желаний, развитию познавательных интересов.

    Известно, что способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению в школе. Но не самим собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить или рассудить спорящих.

    Ведь, опираясь именно на логическое следование мыслей, на преемственность их понятийного содержания, а не на собственное желание или на возникшее неожиданно предпочтение, врач ставит грамотный, обоснованный диагноз, судья выносит законный, аргументированный приговор. Чтобы наши дети могли быть знающими специалистами, им необходимо мыслить отвлечено, по правилам, логически освоить простые и сложные виды умозаключений, обрести гибкость и одновременно непротиворечивость мышления, овладеть умением легко оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.

    Поэтому в каждый урок я стараюсь включить по 1-2 упражнению на развитие логического мышления. Это не отвлеченные задания, а упражнения направленные на решение главной учебной задачи урока, но путем цепочки логических рассуждений. Неважно на каком этапе урока будут выполняться логические рассуждения. Лучше всего если весь урок станет логическим. Задания для урока часто приходится изменять, придумывать самой, опираясь на известные. В результате творчества учителя получаются интересные, «нестандартные» уроки. А дети в результате начинают любить уроки русского языка.

    В последние годы отмечается значительный рост количеств детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Поэтому, в основе работы необходимо положить следующую идею – помочь каждому ребенку проявить и развить свою индивидуальность на уроке.









    Развитие логического мышления с учетом индивидуальных особенностей.

    Главное в человеке – это его личность. Человек выступает как особенный индивид со своим внутренним миром, со своими особыми психологическими свойствами и качествами. Развитие личности ребенка зависит от многих обстоятельств. Поэтому необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Как же осуществить индивидуальный подход при выполнении логических заданий на уроках? Если их не давать слабым детям, они почувствуют лишними себя на уроках. Дать детям задания разной сложности – поставить «штамп» ученику. Вообще, разделение учителем своих учеников на слабых, средних и сильных чревато предвзятым отношением к детям. Кто-то часто может незаслуженно оказаться на всю школьную, а то и на всю жизнь с клеймом «недоумки» (причем, что самое страшное, и сам поверив в это), кто-то будет переоценивать свои возможности только по одной причине – отсутствия индивидуального подхода и, следовательно отсутствия своевременного развития его возможностей.

    Индивидуальность– это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути. Очень важно организовать индивидуальный подход так, чтобы ребенок имел возможность пережить состояние успеха, удовлетворения от получения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого результата. Именно, поэтому необходимо отказаться от искусственного деления детей на группы. Задания нужно давать разной сложности, но делать выбор должен сам ученик.

    Важно предоставить ребенку право свободного выбора. Задание должно быть достаточно трудным, но по силам учащимся.

    Плохо, если для сильных детей задания слишком просты, а для слабых слишком трудны.

    Я, обычно, предлагаю несколько заданий разной сложности. Ребенок сам выбирает. Однако часто дети не умеют оценить уровень сложности задания или свои возможности. Около 40% учащихся берут задания не соответствующие уровню сформированности их логического мышления.

    Поэтому важно корректировать эту работу либо помощью (однако это требует времени на уроке, да и чревато привычкой у учащихся), либо развитием самооценки у учащихся. За логические задания, выполняемые на уроке, оценка не ставится. Ребенок сам оценивает себя по результатам.

    Даже если ребенок выполнял слишком легкое задание несколько уроков подряд, он получил удовольствие и не боится взять трудное задание. Если его постигнет неудача, он вернется к прежнему уровню. Ребенка, который сам боится перейти на другую ступень сложности должен подтолкнуть учитель. Если же ребенок выполняет слишком сложные задания и не справляется с ними несколько уроков подряд, это все равно развивает ребенка, т.к. он размышляет.

    Но необходимо создать «ситуацию успеха», чтобы ребенок верил в свои силы. Поэтому я иногда прошу таких детей выполнить задание индивидуально (задания подбираются уже по реальным силам).

    Но такая работа может осуществляться лишь иногда, в крайних случаях и только по просьбе, а не указанием. Я считаю, что более вредно решение легких заданий, чем очень трудных.













    ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    1.Закрась нужный кружок.

    Каждому из детей дается полоска картона, с выбитыми отверстиями. Отверстия выбиты в 8 столбцов, в каждом столбце по два отверстия.

    О

    О

    О

    О

    О

    О

    О

    О

    О

    О

    О

    О

    О

    О

    О

    О


    На доске дается 8 слов, c пропущенными орфограммами.

    Например: 8 словарных слов с безударной гласной «а» или «о».

    Бар..бан, в..рона, п..льто, з..вод, обл..ко, в..робей, м..локо, пл..ток.

    Задание:если пропущена безударная гласная «а»- закрась верхний кружок столбца, если «о»- нижний.

    Так как 8 столбцов и 8 слов, то после работы учащихся в тетради должен быть такой рисунок:

    О


    О

    О

    О



    О










    О




    О

    О



    Детям очень интересно работать по такой «перфокарте», а учителю за несколько минут, пройдя по классу, можно узнать знание словарных слов. У этих «перфокарт» может быть самое разнообразное применение.

    Например: теперь верхний кружок закрашиваем , если глагол 1 спряжения, а нижний- если 2 спряжения.

    Даю группу слов(их опять 8): бежать, петь, говорить, звонить, летать, видеть, солить, молчать.

    Такая работа пройдет очень быстро, дети ее выполнять самостоятельно, т.к. посмотреть у соседа и списать практически невозможно (запутаешься), а учитель сразу увидит, кто как знает правило. Ведь сравнить рисунок у ребенка в тетради со своим в плане недолго. А примеров использования таких перфокарт бесконечно много. Перфокарты можно сделать в 8 столбцов по 3 отверстия. Тогда можно поработать и со склонениями, определением лица местоимения или глагола, а можно и предоставить выбор одного из трех падежей данных существительных и.т.д.

    2.Зашифруй ответ.

    С детьми заранее договариваемся, что каждая буква к нас будет иметь свой код. Код каждый раз меняется в зависимости от того, над какой орфограммой работаем.

    Например:даю группу слов на правописание приставок: д..летел, пр..горок, з..думался, пр..кричал, н..вестил, пр..красный, с..ставил.


    Код:и – 1, е – 2, о – 3, а – 4

    Детям задание: написать только пропущенные буквы по порядку, зашифровав их цифрами.

    У детей в тетради появляется запись:

    3, 1, 4, 3, 4, 2, 3.

    Эту игру можно тоже очень по-разному использовать. Орфограммы могут быть разнообразными. Можно зашифровывать падежи, рода, числа и.т.д.

    3. Буквенные матрицы.

    Буквенные матрицы бывают разного вида и задания к ним разнообразные. Приведу несколько примеров.

    А)


    1

    2

    3

    4

    м

    е

    д

    5

    о

    у

    к

    6

    р

    т

    ц

    --Составь слово по адресам букв:

    1 2 3 1 2 3

    4 5 4 6 4 6

    ( м у д р е ц )
    --Полученное слово разбери фонетически.

    Б)


    а

    о

    у

    ю

    е

    б

    1

    2

    3

    4

    5

    г

    6

    7

    8

    9

    10

    д

    11

    12

    13

    14

    15

    ж

    16

    17

    18

    19

    20


    -Придумай как можно больше слов, которые бы начинались с шифра клетки № 1( ба- баран, барабан …).Которые бы начинались с шифра клетки № 13 и это были существительные 1 склонения (ду- дудочка, душа, дума …)


    В)

    Члены предложения

    Ч А С Т И Р Е Ч И






    Существ.

    Местоимение

    Прилагат.

    Глагол

    Наречие

    Подлежащащее

    1

    2

    3

    4

    5

    Сказуемое

    6

    7

    8

    9

    10

    Определение

    11

    12

    13

    14

    15

    Дополнение

    16

    17

    18

    19

    20

    Обстоятельство

    21

    22

    23

    24

    25


    -Придумайте и напишите предложение по шифру: 9, 13, 1

    ( Наступила холодная зима.)

    -Придумай и подчеркни главные члены предложения, если его шифр:

    2, 25, 9, 16

    ( Она крепко сковала реки. )


    Г) Круговые матрицы.


    -- Найди начало слова и прочитай

    его. Запиши слово, объясни

    Написание пропущенной буквы.

    ( мостовая, праздник )


    4. Закончи буквенный ряд.

    Эти разнообразные задания можно вставить на любом этапе урока, или сделать их переходом к следующему этапу урока.

    А) Закончи ряд букв и напиши несколько слов, которые начинаются с пропущенной буквы.

    Щ Ц Т П Л ?

    ( Это буква «И». Закономерность: через 2 буквы пишу 3-ю; через 3 буквы пишу 4-ю и.т.д. с конца алфавита.)

    Б) Реши закономерность и придумай 3 слова с полученной буквой такие, чтобы она была в конце слова.

    А Д З

    Д И Н

    И О ?

    ( «Ф» - т.к., 1 строка- через 3 буквы

    2 строка- через 4 буквы

    3 строка- через 5 букв, а через пять букв от «О» - буква «Ф»)

    Так мы повторим написание парных согласных в конце слова.

    В) 1 В 5 ?

    А 3 Д ?


    Закончи закономерность и придумай 3 слова, в которых эта буква обозначает 2 звука. Ё

    ( 7 - т.к., 1, 3, 5, ….. 7, а 7 буква – Ё)

    5. Слово по закомерности.

    Складывать слово нужно по закономерности. Слово в скобках получено из слов по краям. Разгадав 1-ю закономерность- вы найдете слово из второй пары.

    Гриб ( бирка ) актив

    Мрак ( ……. ) атом ( это слово «карта» т.к., из первого взяли 4,3, 2, буквы, а из второго 2, 1)

    Таких закономерностей можно составить много:

    багор (роса) тесак

    гараж (…..) табак ( пропущенное слово «жаба»)

    книга (аист) салат

    порог (…..) омлет (грот)

    пирог ( поле) слеза

    рынок (……) осада (роса)

    парус (сажа) саржа

    анонс (……) огрех (снег)

    воск (соха) фрахт скот (……) фронт (окно)

    стопа (соль) плеть

    пауза (……) степь (путь)

    Перечислять их можно долго, как и задания, которые можно предложить.

    6. Игра в слова.

    Вставь слово в скобки, которое служило бы окончанием первого и началом второго. В слове столько букв, сколько точек в скобках.

    Обы (…..) ка (чай)

    Ме (…….) олад (шок)

    Прик(…..) ья (лад)

    Апо(……) б (стол)

    Ам(…….) ан (бар)

    Беге(……)ор (мот)

    Свир(…..)ник (ель)

    Пе(…….)ол (сок)

    Задания: - сделай фонетический разбор

    - выдели орфограммы

    - придумай родственные слова

    - смоделируй слово по схеме:

    7. Секретный шифр.

    А) Угадай название животного, которое написано секретным шифром. Шифр узнаете из других слов. Напишите эти слова.

    кошка     

        корова     

    (овца ) курица      

    Б) Дано 4 закодированных предложения, 3 из них разгадали. Постарайся расшифровать неразгаданное предложение.

    1.            . Рыба плавает.

    2.           . Птицы поют.

    3.          . Собака лает.

    4.          . (Кошка спит.)

    В) Буквы алфавита пронумерованы в порядке от 1 до 33 (можно нумеровать и произвольно).

    - Запиши по шифру слово и разбери его по составу: 12 1 18 20 10 15 12 1

    (картинка)


    8. Засекреченные слова и предложения.

    А) Разгадай слово из 5 букв. Чтобы разгадать слово возьмите:

    Яблоко | - 3-ю согласную из 1-го слова.

    Вишня | (……..) ? - 3-ю согласную из 2-го слова.

    Слива | - 1-ю гласную из 3-го слова.

    Груша | - 1-ю согласную из 4-го слова.

    Арбуз | - 1-ю гласную из 5-го слова.

    (КНИГА)

    Подбери к этому слову родственное имя прилагательное.

    Б) Напиши как можно больше предложений, у которых слова бы начинались с указанных букв. Разбери эти предложения по членам и частям речи.

    Б____ у_______ ж________ б________ .

    С____ о_______ н________ с________ .

    К____ е_______ л________ к________ .


    В) Подбирая слоги, записанные в круге, составь слова с сочетаниями ча-ща. Запиши их выделяя орфограмму.







    Г) Догадайся, какой слог пропущен. Допиши слова, сколько в них слогов?

    Мо…ко бу…ник че….век та…ка са…лёт

    Д) Образуй слова, вместо точек вставляя слово из четырёх букв. Подсказка нарисована.

    … … … … УНЬЯ

    … … … … ОМЕ- Это родственные слова? Докажи.

    … … … ОК

    … … … УРЬ

    Приделай нос словам. Они остались без носа.

    …………ок

    …………илки

    …………орот

    …………ильщик

    Раздели слова на две группы. Почему так разделили?

    Е) Расшифруй надпись, разделяя её на слова.

    Безмукинетнауки.

    Почему слово «без» написали отдельно? Докажи.

    9. Фокусы со словами.

    А) Можно ли сома превратить в вола? Можно: сом-дом-дол-вол.Изменять можно по одной букве и промежуточное слово должно существовать.

    Превратите: лук рак (лук-лак рак)

    мука река (мука-рука-река)

    сад сок (сад-суд-сук-сок)

    кок мак (кок-как-мак)

    кум вол (кум-ком-кол-вол)

    Это задание ребёнок должен не просто выполнить, а сделать с целью. Например: подчеркните слово в цепочке с безударной гласной; или подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

    Б) Слова-перевёртыши.

    Учитель даёт слово в обратном порядке букв- дети записывают слово и выполняют, указанное учителем задание.

    Переворачивать можно и предложения.

    В) Очень творческими являются задания вида:

    - Образуй как можно больше слов из букв слова «электростанция». Буквы не должны быть использованы дважды.

    Дети над такими заданиями любят размышлять во время урока, переменки и дома. Чтобы задание не занимало слишком много времени, можно ограничиться 2-3 словами. У всех они будут разными и их можно использовать для повторения склонений имён существительных, определения рода и.т.д. Предлагаемые для работы слова: лекарство, гастроном, мясорубка, лестница …

    Г) Запиши 6 словарных слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего (арбуз-завод-директор-работа-альбом-морковь).

    Словарные слова можно заменить словами с парными согласными, именами существительными 1 склонения, словами с безударными гласными и.т.д.

    Д) Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.

    Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (ав-то-мо-биль).

    Даны слова: урожай, почемучка, садовник.

    Из первого слова возьмите первый слог, из второго- второй, из третьего- третий. Запишите слово (у-че-ник).Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные.

    Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:

    1) автомобиль, тормоз (ав-тор)

    2) колос, рота, ваза (ко-ро-ва)

    3) молоко, нерест, таракан (мо-не-та)

    4) кора, лото, боксёр (мо-не-та)

    5) баран, рана, ,банщик (ба-ра-бан)

    Задание: из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:

    1) соловей, (ло-то)

    2) змея, рама (я-ма)

    3) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)

    4) укор, бузина, тина (кор-зи-на)

    5) поворот, пороша, канава (во-ро-на)

    Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:

    1) мебель, ружьё (бель-ё)

    2) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)

    3) лиса, бельмо, буклет (са-мо-лёт)

    4) пуловер, пальто, билет (вер-то-лёт)

    5) молоко, реле, берет (ко-ле-со)

    6) смола,cлеза, берет (ла-за-рет)

    Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы получилось слово:

    1) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)

    2) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)

    3) сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)

    4) косари, заморозки, лётчик (са-мо-лёт)

    5) мука, рагу, диван (ка-ра-ван)

    6) карта, паутина, налёт (кар-ти-на)

    7) вода, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)

    Выбор учителем заданий может быть любым, но должен зависить от целей и дальнейшего хода урока.

    10. Слова-матрёшки.

    А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:

    Победа (беда, еда, да)

    Бусы из лукошка

    тапочки машина

    тумбочка господин

    удочка коса

    рыбак дрожь

    осадки атом

    трубил резина

    Б) Раздели слово на два коротких.

    Например: горизонт = гори + зонт верхушки=____+_______

    кипарис =_____+_____ макушки =_____+______

    газель =_____+_____ волокно =_____+______

    парус =_____+______ полоса =_____+______

    В) Убери из слова одну букву. Она может быть в начале, середине или конце слова. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово.

    Искра - икра

    полк тепло

    склон красна

    экран уксус

    беда лампа

    спрут учебник

    Г) А теперь наоборот букву нужно приставить в начало и конец слова- получится другое.

    Дар | у очки | б роза | г

    Стол | б утка | ш усы | б

    Шар | ф пар | к мех | с

    Лень | о шёл | к оса | к


    11. Анаграммы и логарифмы.

    Анаграммы- загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова. Логарифмы- загадки, в которых задуманное слово получается от выбрасывания или прибавления буквы.

    А) Анаграммы и логарифмы в стихах.

    1. Легко дыша в моей тени,

    Меня ты летом часто хвалишь,

    Но буквы переставь мои-

    И целый лес ты мною свалишь. (липа-пила)


    2.Я-дерево в родной стране,

    Найдёшь в лесах меня ты всюду,

    Но слоги переставь во мне -

    И воду подавать я буду. (сосна-насос)


    3. По дороге, по пути

    Весело скачу,

    А с конца меня прочти -

    Нож я наточу. (оселок)


    4. Вдоль по проволоке мчусь

    Ночи я и дни,

    А с конца меня прочтут -

    Тигру я сродни. (ток-кот)


    5. Лежу я на земле,

    Прибитая к железу,

    Но буквы переставь -

    В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)



    6. Географию со мной

    Изучают в школе дети,

    Дай порядок букв иной -

    И найдёшь меня в буфете. (атлас-салат)


    7. Взлетев, горю звездой в ночи,

    Но угасаю очень рано,

    А переменишь «е» на «и» -

    И я кустом зелёным стану. (ракета-ракита)


    8. Известное я блюдо,

    Когда прибавишь «м»,

    Летать, жужжать я буду,

    Надоедая всем. (уха-муха)


    9. Я крошу, снося с пути,

    Всё, что мне разрушить надо.

    А с конца меня прочти -

    Я морским волнам награда. (лом-мол)


    10. Задачу ты решишь свободно,

    Я- небольшая часть лица,

    Но если ты прочтёшь меня с конца,

    Во мне увидеть можно, что угодно. (нос-сон)


    11. Скрывается мой плод румяный

    Тенистою листвою.

    А буквы переставь -

    Я окажусь рекою. (слива-Висла)


    12. Мы резким голосом кричим

    И ковыляем так комично,

    Но вставь нам «л» - и зазвучим

    Тогда довольно мелодично. (гуси-гусли)

    Б) Составляем анаграммы.

    Измени порядок букв в слове так, чтобы получилось новое: лето-тело


    Карп - маяк -

    Атлас - шлюпка -

    Шпала - лиса -

    Карета - навес -

    В) Найди первоначальные слова, если известно, что во всех из них были сделаны одинаковые перестановки.

    1) лбко 2) раяи 3) упкс 4) еравшн 5)ркдети 6) ашнрри

    (блок, ария, пуск, реванш, кредит, шарнир)

    1) вцтеко 2) окамднри 3)лкбуинак

    (цветок, командир, клубника)


    12. Кроссворды.

    К



    О




    Р





    К






    А







    Придумайте слова и впишите их по клеткам. Количество клеток соответствует количеству букв в слове.

    г





    г





    г





    г



    Л



    Е




    С





    Т






    Н







    И








    Ц









    А












    Б



    И




    Б





    Л






    И







    О








    Т









    Е










    К











    А













    Т



    Р




    А





    К






    Т







    О








    Р














    Я



    Б




    Л





    О






    Н







    Я















    13. Логические задачи по русскому языку.

    А) Мгновенное превращение.

    - Переложите всего 1 палочку, чтобы имя мальчика превратилось в имя девочки. Напиши это имя.

    Т о л я (ЮЛЯ)

    Б) Щенок-непоседа.

    У собаки Жульки было четыре щенка. Бим, Рекс, Шарик и ….А вот четвёртый щенок постоянно куда-то пропадал. Как его звали? Догадайтесь и запишите: Бобик, Дружок или Тузик?

    (Бим- 3 буквы, Рекс- 4 буквы, Шарик- 5 букв, значит четвёртого звали Дружок- 6 букв.)

    В) Какое слово? .

    конь

    белка

    ёж

    крот

    коза

    лиса

    мышь

    енот

    )





    Отгадай слово, которое я читаю из данных. Подсказка: в нём два слога, а звуков больше, чем букв.(Енот)

    Задание может быть и другим. Подсказка: это слово на конце с мягким знаком и оно 2 склонения и.т.д.

    Г) Вычисли объект.

    з

    а

    р

    к

    о

    р

    з

    р

    к

    о

    з

    а

    к

    о

    о

    к

    а

    з

    к

    о

    р

    к

    а

    р

    о

    з

    а

    к


    Я задумала объект на таблице. Найди его по подсказке:

    - справа от объекта буква О

    - слева от объекта согласная

    - сверху от объекта гласная

    - внизу буква, отличающаяся от задуманной.

    (это буква К – 3 ряд, 5 клетка)


    Д) Найдите слово.

    Какое слово из данных лишнее?


    белка газета

    гусь забор

    медведь дерево

    утка

    (утка- т.к., начинается с гласной)


    Е) Лишнее слово.

    Найди в ряду лишнее слово.Объясни.

    - барабан, ветер, мальчик, коза (барабан- 3 слога)

    Перечислять примеры нет необходимости, т.к., их можно подобрать исходя из цели и темы урока.

    Ж) Поиск общего..

    - Найди общие признаки слов: пенал, замок, портфель (все имена существительные, мужского рода, состоят из 2 слогов).

    -велосипед, пылесос, самовар (все имена существительные, сложные слова, имеют 2 корня.)

    З) Обобщение понятий.

    - Назови одним словом: сумка, ведро, врач …….(имена существительные)

    весело, хорошо, наугад……(наречия)

    скользит, зеленый, земля…..(слова с проверяемой

    безударной гласной).

    И) С двумя и тремя «О»

    - Запишите по 3 слова с двумя и тремя буквами «О». Других гласных букв в словах не должно быть.

    (мокро, скоро, плохо, болото, хорошо, золото)

    - Подберите к ним по два родственных слова.

    К) Классификация.

    - Слова разделены на два столбика:

    ухо кот

    перо гриб

    ваза стол

    ель

    - Выбери подпись к каждому столбику:

    а) слова разделены по числу букв

    б) слова разделены по числу слогов

    в) слова разделены по слогам

    (верный ответ: б)

    Но к тем же вариантам ответа в следующий раз можно дать другую классификацию:

    ваза рот

    роза зуб

    рука ток

    перо ель

    Из ранее предложенных ответов верны: а), б)

    Слова размещены в два столбика:

    мода крот

    мышь круг

    роза плуг

    пора плот

    Из вариантов ответа, которые даны, верны: для столбика 1- а), б)

    для столбика 2- а), б), в)

    Такие задания учат внимательно изучать признаки групп слов и применять свои знания для нахождения верных вариантов ответа.

    14. Восстановление слов и предложений.

    А) Помоги Пятачку.

    Пятачок попал в беду. Он написал письмо, но его размыло водой. Восстанови письмо Пятачка.

    « Сп..с..т.., п..м..г..т..! М..й д..м з..т..п..л.. в..д..!

    Я в б..д..!

    П..т..ч..к.»


    Так как основная часть орфограмм – это гласные, то такие задания дают возможность повторить большое количество правил.

    Б) Вывески.

    Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с магазинов вывески, а на других оторвал отдельные буквы. Восстанови названия.

    МЕБ..Л.. ЦВ..ТЫ

    ХЛЕ.. ДЕ….К…. ОБУ….

    В) Перед вами слова, но с пропущенными буквами. Одна точка соответствует одной букве. Запиши слова.

    м . . . . дь ж . . . ф

    в . . . . . д б . . . . . т

    з . . ц

    Г) Таинственная буква.

    Чёрточка обозначает, что тут пропущена буква. Какие слова могли бы получиться?

    ------ А Ш А

    ------ А Й К А

    15. Задания, на развитие внимания и памяти.

    А) Письмо на доске.

    Учитель пишет слово по буквам, а его помощник стирает первую букву, как только написана вторая; вторую, как только написана третья и.т.д. Дети видят на доске только по одной букве и запоминают их по порядку. В итоге , слово нужно произвести целиком и записать в тетрадь. Такой приём очень активизирует внимание учащихся.

    Б) Будь внимателен.

    Нужно подготовить 7-8 экземпляров карточек с одинаковыми словами. Набор карточек должен содержать 4-6 разных слов. Учитель берёт разное количество карточек с одинаковыми словами и, перемешав их, поочерёдно показывает их детям, и складывает карточки в стопку. Он может и не показывать слова, а вслух прочитать их. После того, как все карточки переложены в стопку, даётся задание:

    Роль учителя может выполнить и ребёнок.

    В) Без ошибок.

    Учитель даёт задание узнать, как пишется слово по орфографическому словарю. Тот ученик, который быстрее найдёт слово- записывает его на доске. Так находятся и записываются на доску 5-6 слов. Затем слова на доске закрываются. Дети их пишут по памяти и только потом их сверяют с доской.

    Например: опасность бешеный нежданно-негаданно

    русский виноград

    Интересно, что дети таким образом запоминают слова быстрее.

    Г) Игра «ДА-НЕТ»

    В игру играют парами или группами. Один из детей загадывает какое-либо понятие из русского языка. Другие дети могут задавать ему 10-15 вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы нужно задавать точные, чтобы быстрее отгадать.

    Например: задумана орфограмма- безударная гласная, проверяемая ударением.

    Предполагаемые вопросы:

    - Это орфограмма? (да)

    - Это орфограмма согласного? (нет)

    - Она находится в окончании? (нет)

    - Она находится в приставке? (нет)

    - Она находится в корне? (да)

    - Эту гласную можно проверить? (да)

    Ответ: это безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

    Согласитесь, что знания применять и быть внимательными, нужно было обеим сторонам.

    Д) Что за чем?

    Расставь слоги, в определённой последовательности. Объясни почему.

    Лю ло ла лё лы ле ли лу ля лэ

    (по алфавитному порядку гласных)

    Е) Кто наблюдательнее?

    Запишите (или назовите) 5 предметов, которые находятся в классе.

    - Это должно быть имя существительное женского рода.

    - Это должны быть слова, начинающиеся с буквы «к».

    - Это должны быть слова их двух слогов и.т.д.

    Задания могут быть разными.

    Ж) Шаги в русский язык.

    Дети делают заданное количество шагов, называя слова по заданному признаку.

    Например:

    - Сделай 10 шагов, называя имена прилагательные мужского рода.

    - Сделай 8 шагов, называя глаголы в прошедшем времени, женского рода и.т.д.

    Такие грамматические разминки полезны на каждом уроке.

    З) Полслова за вами.

    Игра проходит с мячом. Дети бросают мяч, говоря половину какого-либо слова. Тот кто ловит , должен быстрее назвать вторую половину. Целесообразнее слова ограничивать определённым приказом.

    Например:

    И) Алфавит вокруг нас.

    Детям предлагается в алфавитном порядке написать в течении 5-10 минут названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в классе.

    К) Игра «В определения».

    Детям даются карточки с названием предметов(например: автобус, яблоко, озеро, ромашка…).Предлагается ученику, взявшему одну из карточек, в течении 1 минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть своё слово и жестикулировать руками. Позже можно ограничить: рассказать об объекте, называя глаголы или только прилагательные.

    Л) Объясни родство.

    - Попробуйте объяснить «родство» следующих пар слов.

    диктор - диктант

    перчатка- напёрсток

    пятница- пятёрка

    цирк - циркуль

    огород – город

    М) Подбери пару.

    - Найди пары слов из левого и правого столбика и соедини их. Объясни, почему ты так думаешь.

    огонь кидать

    бросать скакать

    чистый алый

    алфавит пламя

    красный азбука

    прыгать аккуратный

    16. Выбивание слова.

    Предлагаются слова:

    строит решал

    бежать рисовали

    видит пишет

    Дети поочерёдно должны убирать (или зачёркивать) слова, называя отличительный признак слова, которого нет у других слов.

    Например:

    1) бежать- только этот глагол в неопределённой форме.

    2) рисовали- только он имеет множественное число.

    3) решил- только он из оставшихся имеет прошедшее время,

    а остальные – в настоящем.

    4) пишет- только он из оставшихся 1 спряжения.

    5) видит- только это глагол-исключение.

    Остаётся только глагол «строит». Но варианты выбывания в данном случае могут быть и другими. Дети могут заметить разнообразные признаки глаголов. Аналогичная работа возможна и с другими частями речи:

    известный

    честный

    весёлый

    опасность

    красивая

    грустный

    1) опасность- это существительное, а все остальные

    прилагательные.

    2) красивая - только это прилагательное в женском

    роде.

    3) весёлый - только оно не содержит непроизносимой

    согласной.

    4) известный - только это прилагательное содержит

    приставку.

    Остаются: честный и грустный.

    Такие задания позволяют привлечь всех учащихся и повторить большой объём изученного материала.

    17. Загадки.

    Конечно, загадки в младшем школьном возрасте занимают ещё значительное место и отказываться от них не нужно. А задания к загадкам подобрать- это творчество учителя.

    Например: запишите отгадки и разберите эти слова по составу.

    Я антоним к слову злой,

    Я в реке, тени густой.

    И в бутылках лимонада

    А зовут меня …………..(прохлада)


    Я антоним шума, стука,

    Без меня вам ночью мука.

    Я для отдыха, для сна,

    Называюсь…………….. (тишина)


    18. Исправь ошибки.

    Детям, за определённое время, предлагается найти и исправить ошибки в тексте.

    Примерный текст.

    Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

    Зимой в саду расцвели яблони.

    Взрослые и дети толпились на берегу.

    Внизу над ними расстилалась пустыня.

    В ответ я киваю ему рукой.

    Солнце доходило до верхушек и тряталось за ним.

    Сорняки шыпучи и плодовиты.

    Настоле лежала карта нашего города.

    Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

    Скоро удалось мне на машине.

    Если частное действительных и найденных ошибок близко к 1, то уровень развития внимания ученика высок. Если частное ниже 0,5 – то внимание очень неустойчиво. Текст, в зависимости от возраста и подготовленности класса можно изменить.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Ю.К.Бабанский Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982г.

    2. П.Ф.Паламарчук Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987г.

    3. Педагогический поиск – М.: Педагогика, 1988г.

    4. А.С.Белкин. Ситуация успеха, как ее создать. М.: Просвещение, 1991г.

    5. С.П.Баранов. Педагогика, Москва.: Просвещение, 1981г.

    6. С.Шмаков, Н.Безбородова. От игры к самовоспитанию. – Москва: Новая школа, 1993г.

    7. Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей. – Ярославль.: Гринго, 1995г.

    8. А.Симановский. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль.: Гринго, 1996г.

    9. С.А.Шмаков. Игры – шутки, игра – минутки. – Москва.: Новая школа, 1993г.

    10. А.З.Зак. Как развивать логическое мышление? – Москва.: Аркти, 2001г.

    11. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999г.

    12. Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами. – Ярославль, 1999г.

    13. Л.Ф.Тихомирова. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000г.

    14. Н.Я.Большова. Развитие индивидуальности младшего школьника. – Начальная школа – 1997г. № 11.

    15. В.В.Зайцев. Использование ситуации свободного выбора. Начальная школа, 1990г., №5.

    16. В.В.Зайцев. Механизмы, способствующие развитию личностной свободы младших школьников//Начальная школа, 1999г., №12